Страхование имущества физических лиц. Особенности и правила

Большинство владельцев недвижимости, ценностей и объектов движимой собственности заинтересованы в ми...

Страхование от несчастных случаев: делаем правильный выбор

Страхование от несчастного случая обеспечивает материальную поддержку застрахованного, а также его с...

Особенности и правила страхования имущества предприятий и организаций

Никто не застрахован от потери имущества в результате пожара, подтопления, кражи… Но куда больше тер...

Авиационное страхование

Авиационное страхование включает в себя комплекс видов страхования, используемых при страховании воздушных судов и перевозимых ими грузов, аэродромного оборудования и обслуживания, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам, экипажу, службам наземного обеспечения полетов, ответственность перед третьими лицами при падении воздушного судна, производителей летательных аппаратов, космической техники на всех этапах ее изготовления, транспортировки, запуска и выполнения космических программ.
Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов.
Основными страхователями воздушных судов в настоящее время являются коммерческие авиаперевозчики юридические и физические лица, использующие воздушные суда на правах собственности, аренды или пользования, занимающиеся многими видами воздушных работ, аэроклубы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники. Кроме того, свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.
К числу страхователей на авиационном страховом рынке также относится операторы коммерческих авиакомпаний, операторы, осуществляющие «воздушные работы» и операторы «воздушных такси»; корпоративные организации авиационных операторов; производители самолетов, комплектующих изделий, а также запасных частей к ним; владельцы или управляющие аэропортов.
Страховыми рисками в авиационном страховании являются гибель (полная или конструктивная), пропажа без вести или повреждение воздушного судна в результате происшествия, имевшего место в период действия страхования.
Страховым случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого наступает обязанность страховщика произвести страховую выплату.
Страхование воздушных судов специфично с точки зрения кумуляции риска. В комплекс страховой ответственности страховщика могут входить: страхование самого воздушного судна (каско), пассажиров и летного состава, груза и ответственность владельцев воздушного судна перед третьими лицами.
Таким образом, одно страховое событие (падение воздушного судна) приведет к пяти очень крупным рискам с катастрофическими последствиями.
К ним относятся:

Страховым организациям при страховании ВС следует внимательно подходить к определению величины собственного удержания по перечисленным рискам, не допускать, когда сумма удержаний по каждому из них превышала бы предел ответственности страховщика, разрешенный органами государственного страхового надзора (10 % от величины собственных активов).
Страхование каско воздушного судна. Общепринято основные риски по страхованию воздушных судов покрывать одним комбинированным полисом, включающим каско, ответственность перед пассажирами (PLL) и ответственность перед третьими лицами (TPLL).
Воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, летательный аппарат специального назначения, а также планер, автожир, дельтаплан, дирижабль и воздушный шар). Страховаться может как само судно, так и оборудование, входящее в него.
Объектом страхования является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых.
Полный перечень транспортных средств, которые могут приниматься на страхование страховыми организациями, составить достаточно затруднительно из-за многообразия их типов, моделей и функционального назначения. Применительно к существующей классификации видов страхования средств воздушного транспорта можно выделить транспортные средства, отраженные в таблице 1 /5/.
Застрахованными могут быть ВС, имеющие свидетельство государственной регистрации, сертификата годности ВС или иные, заменяющие их документы.
По договору страхования страховщик обязан возместить в денежной или в натуральной форме размер ущерба, нанесенного по любым причинам в течение периода страхования во время нахождения воздушного судна в полете, при рулении, на стоянке с выключенными двигателями – на земле или на воде (для гидропланов и других воздушных судов с поплавковым шасси).
Полное страхование самолета со всем оборудованием предусматривает случаи ущерба, возникшие на поверхности земли, воды или льда, в воздухе или транспортировке с помощью других транспортных средств и включает утрату (гибель) или другой ущерб для самолета, возникающие при аварии в процессе полета и рулежки, явлениях естественного характера (буря, молния, затопление), пожаре или взрыве, хищении или другом ущербе.

Таблица 1 – Классификация средств транспорта

Основные типы гражданских воздушных судов

Виды воздушных судов

Самолеты

Вертолеты

1 Транспортные

1 Пассажирские
2 Грузовые
3 Грузопассажирские

1 Пассажирские
2 Грузовые
3 Грузопассажирские

2 Специального назначения

1 Спасательные
2 Санитарные
3 Пожарные

1 Спасательные
2 Санитарные
3 Пожарные

3 Народно-хозяйственного и иного назначения

1 Сельскохозяйственные
2 Спортивные

1 Сельскохозяйственные
2 Спортивные

Не покрывается ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных дефектов, поломки электрооборудования или механической поломки отдельных механизмов, деталей и частей, если такой ущерб не явился следствием гибели или повреждений, вызванных пожаром, молнией, взрывом, ударом, столкновением воздушного судна с другим воздушным судном или с прочими объектами, злоумышленных действий третьих лиц. Если в результате естественного износа какой-либо детали повреждается воздушное судно, возмещается ущерб, причиненный объекту страхования, за вычетом стоимости этой детали.
Страхование не действует при использовании ВС в незаконных целях или в целях, не соответствующих указанным в договоре, нахождении ВС вне географических районов эксплуатации, пилотировании лицами, не указанными в договоре, транспортировке ВС любым транспортным средством, за исключением транспортировки после повреждения, после страхового случая штатным буксировочным средством по аэродрому; взлете и посадке на не соответствующих требованиям для данного типа ВС аэродромах; при перегрузках ВС и нарушением его центровки; при выпуске в полет заведомо неисправного ВС.
Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон, но не может превышать реальную стоимость ВС в день заключения договора страхования. При заключении договора страхования может быть установлена франшиза.
Страховая премия зависит от: типа ВС, года выпуска ВС, географического района его эксплуатации, уровня квалификации летных экипажей, срока на который заключен договор и иных факторов.
Договор страхования заключается на основании заявления страхователя с приложением документов, подтверждающих его принадлежность и летной годности ВС или иных заменяющих их документов (см. приложение Л).
Договор заключается на срок до года, вступает в силу с 00 часов дня, следующего за днем оплаты всего либо части страхового платежа. Если ВС к моменту окончания договора находилось в полете (рейсе), то срок страхования продлевается до совершения этим ВС первой посадки (см. приложение М, Н).
При существенном изменении риска во время действия договора страхования ВС страхователь должен незамедлительно поставить в известность страховщика. Увеличение риска сопряжено с изменением условий договора и дополнительной страховой премией.
При страховом событии страхователь должен:

  • принять меры к уменьшению ущерба;
  • в течение суток с момента как стало известно, уведомить страховщика о происшествии с ВС с последующим подтверждением сообщения в письменной форме;
  • сообщить страховщику всю дальнейшую информацию о происшествии;
  • согласовать со страховщиком все мероприятия по восстановлению поврежденного ВС или его агрегатов;
  • передать страховщику все необходимые документы по страховому случаю, в том числе для обеспечения права регресса к виновной стороне.

Выплата производится на основании заявления с приложением:

  • страхового полиса или договора страхования;
  • документа о регистрации происшествия с ВС;
  • технического акта осмотра ВС после его повреждения, а в случае гибели – акт о списании ВС;
  • документов, подтверждающих наличие страхового интереса страхователя, удостоверяющего его право на владение или пользование ВС;
  • плана аварийного ремонта и сметы расходов, предварительно согласованной с экспертами страховщика производителем работ;
  • других документов, касающихся обязательств, страхового случая и фактического ущерба, запрашиваемых страховщиком.

Выплата ущерба при наступлении страхового события приведшего к частичному повреждению ВС, его узлов и агрегатов, производится с использованием таблицы удельных весов стоимости составных частей ВС в страховой сумме (см. приложение П).
В случае полной гибели или пропажи без вести ВС ущерб выплачивается в размере страховой суммы с оформлением договора абандон. В случае конструктивной гибели ущерб выплачивается в размере страховой суммы за минусом стоимости останков ВС. В случае повреждения ВС демонтаж и замена поврежденных узлов и конструктивных деталей производится с согласия страховщика. Оплачиваются расходы на ремонт агрегатов и узлов, расходы по обеспечению безопасности и сохранности поврежденного ВС, расходы по разборке поврежденного ВС и проведением испытательных полетов восстановленного ВС. Выплата возмещения производится пропорционально принятой страховщиком ответственности к реальной стоимости ВС. Из суммы страховой выплаты вычитается франшиза и неоплаченная часть страхового платежа.
В сумму страховой выплаты не включаются: косвенные убытки, упущенная выгода, расходы по уборке и утилизации останков погибшего ВС, затраты на переоборудование и модернизацию ВС.
Общая сумма выплат не должна превышать величину страховой суммы.


Читайте также